Решение Всероссийской научно-практической конференции «Детская школа искусств – 2019: образование, управление, развитие»

22 ноября 2019 г.

РЕШЕНИЕ

Всероссийской научно-практической конференции

«Детская школа искусств – 2019: образование, управление, развитие»

в рамках VIII Санкт-Петербургского международного

культурного форума

 

14-16 ноября 2019 г.                                                           г. Санкт-Петербург

Участники Всероссийской конференции «Детская школа искусств – 2019: образование, управление и развитие» (далее – Всероссийская конференция) заслушали и обсудили доклады и выступления участников Всероссийской конференции - представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в сфере культуры, руководителей и преподавателей детских школ искусств, профессиональных образовательных организаций и организаций высшего образования отрасли культуры, представителей методических служб субъектов Российской Федерации, специалистов Федерального ресурсного методического центра развития образования в сфере культуры и искусства Российской академии музыки имени Гнесиных, руководителей и специалистов различных заинтересованных организаций и сообществ, деятельность которых направлена на поддержку художественного образования, в том числе участников из стран Содружества независимых государств (СНГ).

Участники Всероссийской конференции отмечают, что российская система образования в сфере культуры и искусства имеет базовую ступень обучения – детскую школу искусств, которая сегодня является образовательным, культурно-просветительским, социально ориентированным центром.  Основой образовательного процесса в детской школе искусств являются дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств, реализация которых начата в 2012 году. Образовательная мобильность обучающихся обеспечивается дополнительными общеразвивающими программами, представленных широким спектром направлений и видов, доступных для различных возрастных категорий обучающихся.

В Российской Федерации действуют 4811 детских школ искусств (далее – ДШИ), в них обучаются 1 млн. 603 тыс. 397 человек, педагогическую деятельность осуществляют 115 407 преподавателей и концертмейстеров.

О востребованности образовательных программ, реализуемых ДШИ, говорит тот факт, что контингент обучающихся растет с каждым годом, увеличение количества обучающихся с 2013 года составило 144 838 человек.

Особым показателем развития системы ДШИ является выявленная годами способность школы к восприятию нового, современных явлений в искусстве и образовании. В настоящий момент каждая школа не только хранит и множит великие традиции отечественного художественного образования, но и обеспечивает запросы детей и родителей в освоении новых видов искусств: это театр и звукорежиссура, акварельная живопись, дизайн, архитектура, современные виды хореографии и танца, мультипликация и многие другие направления. ДШИ активно включаются в реализацию адаптированных образовательных программ, к инклюзивному обучению.

Важной вехой в развитии ДШИ явилась разработка Плана мероприятий («дорожной карты») по перспективному развитию детских школ искусств на 2018-2022 годы, который был направлен Минкультуры России в субъекты Российской Федерации для его реализации  в январе 2018 года. «Дорожной картой» инициирована передача ДШИ, находящихся в ведении органов местного самоуправления, в подчинение органам управления культурой субъектов Российской Федерации. Успешный опыт по передаче ДШИ в Свердловской области, представленный участникам конференции, открывает новые возможности и для других регионов России. Передача ДШИ в период 2019 года произошла еще в целом ряде субъектов Российской Федерации – Чеченской Республике, Томской области и других.

Активная и целенаправленная деятельность Министерства культуры Российской Федерации по обеспечению функционирования ДШИ, преодолению противоречий и проблем, возникших на этапе ее обновления, вылилась в создание рабочей группы и экспертных подгрупп по вопросам развития деятельности ДШИ (приказ Минкультуры России от 23.04.2019 № 499). В июне-июле 2019 года, решая проблемы участия ДШИ в проектах персонифицированного финансирования дополнительного образования (ПФДО), Министерством культуры Российской Федерации были направлены письма руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (от 22.06.2019 – письмо совместно с Минпросвещения России, от 22.07.2019 – письмо Минкультуры России). Данными обращениями было рекомендовано не применять систему ПФДО при реализации предпрофессиональных и долгосрочных общеразвивающих программ, а также недопущения практики реализации краткосрочных дополнительных общеразвивающих программ в ДШИ в ущерб программам, являющимся приоритетными для школ.

Участники Всероссийской конференции  поддерживают инициативу Российского профессионального союза работников культуры о пересмотре подходов к формированию заработной платы работников бюджетной сферы, в том числе, работников ДШИ, предусмотрев установление размера ставки (оклада) как основы системы оплаты труда, с учетом направления на обеспечение ставок (окладов) не менее 70 процентов фонда оплаты труда работников организации. Данное предложение согласуется с решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2018, протокол N 12.

Участники Всероссийской конференции отмечают также, что в современной системе оплаты труда работников ДШИ сложилась парадоксальная ситуация, когда заработная плата директора ДШИ, не поддерживаемая ни одним из концептуальных документов, значительно отстает от среднемесячной заработной платы работников ДШИ, установленной в соответствующем регионе. При постоянном расширении областей управления, сложности труда директора ДШИ, увеличении количества проверок – плановых и внеплановых - такие условия оплаты труда руководителей не позволят удержать в системе ДШИ лучших управленцев или привлечь талантливую молодежь к сложной деятельности, требующей высокой квалификации претендента и понимания всей меры ответственности руководителя.

Развитие системы ДШИ в Российской Федерации зависит от успешности решения целого ряда задач организационного, кадрового, программно-методического, финансово-экономического, материально-технического характера. Участники Всероссийской конференции выделяют целый ряд проблем, для решения которых необходима консолидация сил – законодательных и исполнительных органов власти Российской Федерации, профессионального сообщества, учредителей, деятелей культуры и искусства, руководителей и педагогических работников:

- недостаточность правовой базы, обеспечивающей специфику деятельности ДШИ;

- ограниченные материально-технические возможности ДШИ, не позволяющие им выполнить ряд целевых показателей «дорожной карты», в том числе связанных с увеличением контингента обучающихся;

- формирование муниципальных заданий без учета механизмов подушевого нормативного финансирования, неэффективность использования при формировании государственного (муниципального) задания установленной расчетной единицы «человеко-час»;

- недостаточность финансового обеспечения дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, что является сдерживающим фактором для их реализации в качестве приоритетного вида деятельности для ДШИ;

- недостаточная укомплектованность педагогических коллективов молодыми специалистами, устойчивая потребность в притоке педагогических кадров, обеспечивающих качественную реализацию дополнительных общеобразовательных программ в ДШИ;

- отсутствие сетевой формы реализации образовательных программ как механизма одновременного использования ресурсов нескольких организаций при реализации дополнительных общеобразовательных программ в области искусств, недостаточность правового регулирования сетевой реализации образовательных программ;

- несформированность системы эффективного взаимодействия ДШИ с отраслевыми профессиональными образовательными организациями и организациями высшего образования, недостаточная разработанность форм и методов активной профессиональной ориентации обучающихся и выпускников ДШИ;

- сохраняющаяся тенденция к уменьшению количества обучающихся по академическим музыкальным направлениям; 

- отсутствие материально-технической базы, обеспечивающей создание доступной среды, реализации адаптированных программ для инвалидов и лиц с ОВЗ.

На основании данных ГИВЦ в 2018 году 1265 ДШИ работают в зданиях, требующих капитального ремонта, 49 – в аварийных зданиях, 837 ДШИ работают в арендованных помещениях, при этом общая площадь помещений ДШИ увеличивается, а площадь учебных помещений – уменьшается. В таких условиях дальнейшее увеличение контингента ДШИ становится практически невозможным.

Для обеспечения процесса сохранения и поступательного развития системы детских школ искусств в Российской Федерации участники Конференции вносят следующие предложения:

в адрес Правительства Российской Федерации, Комитета по культуре Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации:

- предусмотреть в Федеральном проекте «Культурная среда» национального проекта «Культура» реновацию, реконструкцию, капитальный ремонт региональных (муниципальных) детских школ искусств, начиная с 2020 года;

- предусмотреть в Государственной программе Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» строительство новых зданий для действующих детских школ искусств, а также строительство новых ДШИ;

в адрес Министерства культуры Российской Федерации:

- провести работу по совершенствованию нормативно-правовой базы ДШИ с учетом специфики деятельности ДШИ, предполагающую в том числе внесение изменений и дополнений в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», в приказ Минкультуры России от 09.02.2012 № 86 «Об утверждении Положения о порядке и формах проведения итоговой аттестации обучающихся, освоивших дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств» в части перенесения сроков дополнительного набора на дополнительные предпрофессиональные программы, а также провести работу по разработке и утверждению новой редакции федеральных государственных требований;

- уточнить показатели и внести изменения в «дорожную карту» в части процента охвата детей от 5 до 18 лет работой ДШИ, изменения возрастного периода до 17 лет в показателе «процент охвата детей от 7 до 15 лет, обучающихся по предпрофессиональным программам», в связи с показателями официальной статистики (количество детей в Российской Федерации указанных возрастных периодов), значительно превышающими материально-технические и кадровые возможности ДШИ;

- внести изменения в приказ Минпросвещения России
от 20.11.2018 № 235 «Об утверждении общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования, дополнительного образования детей и взрослых, дополнительного профессионального образования для лиц, имеющих или получающих среднее профессиональное образование, профессионального обучения, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ)» в части установления расчетной единицы для определения нормативных затрат в ДШИ «на 1 обучающегося»;

- в целях корректировки количественных показателей по количеству выпускников и учащихся ДШИ, поступивших в   профессиональные образовательные организации или организации высшего образования отрасли культуры внести в раздел 2.2 формы 1-ДШИ показатель по учету выпускников ДШИ иного года выпуска, поступивших в профессиональные образовательные организации или организации высшего образования отрасли культуры, а также учащихся ДШИ, поступивших в профессиональные образовательные организации, реализующие интегрированные образовательные программы в области искусств, в период обучения по дополнительным общеобразовательным программам, реализуемым в ДШИ;

- разработать рекомендации по формированию штатного расписания в детских школах искусств;

- разработать рекомендации по выполнению показателей «дорожной карты»;

- продолжить проведение Общероссийских конкурсов «Лучшая детская школа искусств», «Лучший преподаватель детской школы искусств» в формате нескольких этапов, с учетом обязательного регионального этапа, проводимого органом управления культурой субъекта Российской Федерации;

в адрес органов управления культурой субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления:

- принять меры по сохранению сети детских школ искусств, в том числе, сокращения сети за счет объединения ДШИ, недопущение передачи ДШИ в ведомственное подчинение органам управления образованием;

- обеспечить выполнение рекомендаций Минкультуры России о подходах к применению системы персонифицированного финансирования дополнительного образования к ДШИ;

- создавать условия для реализации детскими школами искусств дополнительных предпрофессиональных программ как приоритетных для ДШИ, решать вопросы полноты и достаточности их финансирования, разработки и применения индивидуальных учебных планов, адаптированных образовательных программ;

- предусмотреть в региональных, муниципальных системах оплаты труда в части, касающейся оплаты труда руководителей ДШИ, положения, адекватные  нормам, установленным для педагогических работников и исключающим противоречия между ростом мер ответственности и сложности труда руководителя ДШИ и уровнем его заработной платы, не соответствующим статусу руководителя организации;

в адрес профессиональных образовательных организаций и организаций высшего образования отрасли культуры:

- формировать образовательные программы среднего профессионального и высшего образования с учетом видов деятельности, связанных с подготовкой будущих преподавателей ДШИ;

- организовать эффективное взаимодействие с детскими школами искусств по вопросам обучения студентов, в том числе целевого, учитывающего потребности ДШИ в современных педагогических кадрах;

- обеспечить создание баз педагогической практики студентов колледжей, училищ и вузов искусств в ДШИ;

- принять меры по созданию в колледжах, училищах и вузах искусств научно-педагогических сообществ, групп, авторских коллективов, деятельность которых будет направлена на исследование, анализ, обобщение, прогнозирование стратегического развития ДШИ, создание научного фундамента для укрепления позиций ДШИ в системе отечественного образования; 

в адрес детских школ искусств Российской Федерации:

- осуществить реализацию мер, направленных на сохранность контингента обучающихся в ДШИ;

- разработать систему мероприятий по профессиональному ориентированию обучающихся в ДШИ по дополнительным предпрофессиональным программам, акцентируя внимание на программах «Струнные инструменты», «Народные инструменты», «Духовые и ударные инструменты»;

- создавать условия для образовательной мобильности обучающихся, разработки и реализации индивидуальных учебных планов, адаптированных образовательных программ.